Воздушные пробки в системе отопления

Воздушная пробка представляет собой скопление воздуха в водяной системе отопления. Избыточное количество воздуха, попавшего в систему однократно или постепенно, занимает часть трубы и образует пробку. В результате появления такой преграды циркуляция теплоносителя на определенном участке нарушается или вовсе прекращается, вызывая серьезные последствия в работе всей системы. Обычно тема завоздушивания становится актуальной при запуске оборудования в начале отопительного сезона. В данной статье мы рассмотрим все возможные причины возникновения пробок, их влияние на работу системы и способы устранения проблемы.

В первую очередь, нужно понимать, что завоздушивание отопительной сети – достаточно частое явление, причин для него множество, и полностью избавиться от пробок раз и навсегда сложно, но возможно минимизировать их воздействие на оборудование и на конечного потребителя тепла – нас с вами.

Ошибка монтажа  

Существует распространенное мнение, что главной причиной возникновения пробок является ошибка при проектировании и монтаже отопления. Действительно, проложенные под неправильным углом магистрали, петли трубопровода или даже небольшой перекос при установке радиаторов грозит постоянными нарушениями работы всей системы, но эта причина далеко не единственная, и даже отлично смонтированные трубы подвержены завоздушиванию.

Технология заполнения труб теплоносителем

Трубопроводный контур должен заполняться водой с определенной, небольшой скоростью, обеспечивающей естественное вытеснение и отвод воздуха, скопившегося за время «отдыха» в летний период или образовавшегося при монтаже радиаторов. При увеличении скорости запуска теплоносителя воздух захватывается слишком быстрым потоком воды, не успевает выйти, и возникновение пробок неизбежно. Также частой причиной пробок является заполнение контура теплой или горячей водой и недостаточный контроль давления при запуске.

Нарушение герметичности трубопровода

Здесь речь идет не о разрывах труб, это аварийная ситуация, а о небольших утечках воды на стыках секций радиаторов, через резьбовые соединения и т.д. Опасность состоит в том, что заметить утечку очень сложно, трещина может быть настолько мала, что вытекающая из нее нагретая вода практически сразу испаряется, не оставляя следов. Но через эти трещины, взамен утраченного объема воды, в трубы постепенно всасывается воздух. Через некоторое время на разгерметизированном участке неизбежно образуется мощная воздушная пробка.

Давление и температурный режим

Нарушения температурного режима, такие как: слишком быстрое нагревание воды или постоянная работа с критической температурой теплоносителя, увеличивает вероятность выделения в систему растворенного в воде воздуха. При снижении давления уровень теплоносителя понижается, он уже не занимает всего рабочего пространства, и освободившее место заполняется воздухом, образую затор. По той же причине опасны и резкие скачки давления.
Для качественного контроля за давлением и температурой в системе отопления на ответственных участках магистрали устанавливаются термометры и манометры.

Неисправность или неправильное расположение воздухоотводчиков

При проектировании и монтаже отопления важнейшим этапом является установка на нужных участках и в достаточном количестве устройств для стравливания воздуха. Необходимо поддерживать их в рабочем состоянии и заменять вышедшие из строя на новые.

Как мы видим, причин завоздушивания много, но какими бы они ни были, образовавшуюся пробку важно как можно скорее ликвидировать. Ведь даже незначительное количество воздуха в системе крайне нежелательно и влечет за собой серьезные дефекты в работе системы в целом. Вот основные из них:

  • Недостаточный прогрев радиаторов. Помещение не прогревается до комфортной температуры, вследствие чего не выполняется главная функция отопления — комфорт потребителя.
  • Внутренняя поверхность труб, контактируя с кислородом, начинает окисляться. Такие химические процессы приводят к наслоениям на их внутренних стенках и к сужению просвета трубы. Увеличивается неоднородность и загрязнение теплоносителя, усложняя его движение в системе. В результате, через суженные участки вода проходит с характерным клокотанием и шумом, которые доставляют немалый дискомфорт домовладельцам.
  • Сочетание воздуха и воды в трубах создают химическую активность, служащую, как уже говорилось выше, причиной интенсивной коррозии их внутренней поверхности. При этом многократно сокращается срок службы трубопроводов и радиаторов. Особенно опасно это для алюминиевых радиаторов по причине того, что электрохимическая коррозия алюминия происходит с выделением водорода и возрастает риск повреждения корпуса. Сокращается и срок службы оборудования, например, при наличии воздуха в трубах циркуляционный насос начинает работать «вхолостую», подвергаясь большим перегрузкам, что приводит к его поломке.

Как же избавиться от уже образовавшихся воздушных пробок? Алгоритм зависит, прежде всего, от конфигурации системы отопления и режима циркуляции теплоносителя. Он может быть открытым (естественным), при этом теплоноситель движется, благодаря действиям природных сил, или закрытым, где вода перемещается принудительно, с помощью насосной установки.

При схеме с естественной циркуляцией и верхней разводкой главное решение проблемы состоит в установке в самой верхней точке системы расширительного бака. Если при этом все спроектировано грамотно и рассчитан правильный уклон труб, то лишний воздух беспрепятственно вытесняется водой к открытому расширительному баку и покидает трубопровод.

При закрытых системах (а также открытых с нижней разводкой) самым оптимальным способом борьбы с воздушными пробками является наличие многоступенчатой системы обезвоздушивания. Воздухоотводчики устанавливаются на этапе монтажа на определенных участках системы: на котле, распределителях, трубах, самых высоких точках стояков и радиаторах. Их задача – удалять пробки локально, не допуская дальнейшего перемещения воздуха. Воздухоотводчики могут быть автоматические и ручные. Автоматические устанавливаются в  местах наиболее вероятного завоздушивания, не требуют участия человека, они срабатывают при изменении давления и устанавливаются вместе с клапаном сброса избыточного давления и сепаратором. Как только воздух достигает предельной отметки, происходит срабатывание клапана для сброса избыточного давления, резервуар с воздухом опустошается. Автоматические воздухоотводчики обладают повышенной чувствительностью к качеству теплоносителя, проще говоря, к его загрязнению. Для обеспечения их долгого срока службы необходимо использовать качественные фильтры и регулярно промывать систему отопления.

К ручным воздухоотводчикам относится кран Маевского, которым в обязательном порядке снабжаются современные радиаторы и который отлично зарекомендовал себя на протяжении многих десятилетий при решении проблемы завоздушивания радиаторов.

Алгоритм действий для стравливании воздуха с его помощью таков:

  • Находим во вращающейся головке крана отверстие для слива воды и поворачиваем колпачок отверстием вниз
  • Подставляем небольшую емкость
  • Немного проворачиваем болт крана против часовой стрелки

Появляется шипение — это выходит воздух, ждем, когда из крана польется вода. Отверстие очень маленькое и струйка воды будет тонкая, поэтому теплоносителя вытечет совсем немного.

  • После этого закручиваем кран обратно

Проделываем это действие с каждым радиатором. Сложнее, когда на старых батареях нет крана Маевского. В этом случае те же действия производятся с одной из заглушек, которые есть на каждом устройстве. Заглушка приоткручивается разводным ключом. Выполнять это следует с максимальной осторожностью, принимая во внимание высокое давление в трубах и то, что конструкция заглушки далеко не так совершенна, как кран Маевского, порой ее приходится размягчать растворителем и нет гарантии, что легко удастся закрутить обратно, не нарушив герметичности радиатора. В большинстве случаев описанные процедуры эффективны, а значит, равномерный прогрев батарей и нормальное функционирование системы восстанавливается. Если же воздух в радиаторах образовывается слишком часто, рекомендуется вызвать специалиста, возможно, он установит истинную причину частого завоздушивания, например, большой налет ржавчины и окалины или нарушение герметичности системы, и принять меры.

Проанализировав информацию по теме, можно сделать вывод, что даже идеальную отопительную систему изолировать от внешней среды невозможно. Однако, при предотвращении или своевременном устранении воздушных пробок система может работать в полную силу, а это значит, что тепло будет беспрепятственно циркулировать по трубам, оборудование служить долго, а излишний расход топлива не будет иметь место, гарантируя максимально высокий коэффициент полезного действия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.