Воздушные пробки в системе отопления

Воздушная пробка представляет собой скопление воздуха в водяной системе отопления. Избыточное количество воздуха, попавшего в систему однократно или постепенно, занимает часть трубы и образует пробку. В результате появления такой преграды циркуляция теплоносителя на определенном участке нарушается или вовсе прекращается, вызывая серьезные последствия в работе всей системы. Обычно тема завоздушивания становится актуальной при запуске оборудования в начале отопительного сезона. В данной статье мы рассмотрим все возможные причины возникновения пробок, их влияние на работу системы и способы устранения проблемы.

В первую очередь, нужно понимать, что завоздушивание отопительной сети – достаточно частое явление, причин для него множество, и полностью избавиться от пробок раз и навсегда сложно, но возможно минимизировать их воздействие на оборудование и на конечного потребителя тепла – нас с вами.

Ошибка монтажа  

Существует распространенное мнение, что главной причиной возникновения пробок является ошибка при проектировании и монтаже отопления. Действительно, проложенные под неправильным углом магистрали, петли трубопровода или даже небольшой перекос при установке радиаторов грозит постоянными нарушениями работы всей системы, но эта причина далеко не единственная, и даже отлично смонтированные трубы подвержены завоздушиванию.

Технология заполнения труб теплоносителем

Трубопроводный контур должен заполняться водой с определенной, небольшой скоростью, обеспечивающей естественное вытеснение и отвод воздуха, скопившегося за время «отдыха» в летний период или образовавшегося при монтаже радиаторов. При увеличении скорости запуска теплоносителя воздух захватывается слишком быстрым потоком воды, не успевает выйти, и возникновение пробок неизбежно. Также частой причиной пробок является заполнение контура теплой или горячей водой и недостаточный контроль давления при запуске.

Нарушение герметичности трубопровода

Здесь речь идет не о разрывах труб, это аварийная ситуация, а о небольших утечках воды на стыках секций радиаторов, через резьбовые соединения и т.д. Опасность состоит в том, что заметить утечку очень сложно, трещина может быть настолько мала, что вытекающая из нее нагретая вода практически сразу испаряется, не оставляя следов. Но через эти трещины, взамен утраченного объема воды, в трубы постепенно всасывается воздух. Через некоторое время на разгерметизированном участке неизбежно образуется мощная воздушная пробка.

Давление и температурный режим

Нарушения температурного режима, такие как: слишком быстрое нагревание воды или постоянная работа с критической температурой теплоносителя, увеличивает вероятность выделения в систему растворенного в воде воздуха. При снижении давления уровень теплоносителя понижается, он уже не занимает всего рабочего пространства, и освободившее место заполняется воздухом, образую затор. По той же причине опасны и резкие скачки давления.
Для качественного контроля за давлением и температурой в системе отопления на ответственных участках магистрали устанавливаются термометры и манометры.

Неисправность или неправильное расположение воздухоотводчиков

При проектировании и монтаже отопления важнейшим этапом является установка на нужных участках и в достаточном количестве устройств для стравливания воздуха. Необходимо поддерживать их в рабочем состоянии и заменять вышедшие из строя на новые.

Как мы видим, причин завоздушивания много, но какими бы они ни были, образовавшуюся пробку важно как можно скорее ликвидировать. Ведь даже незначительное количество воздуха в системе крайне нежелательно и влечет за собой серьезные дефекты в работе системы в целом. Вот основные из них:

  • Недостаточный прогрев радиаторов. Помещение не прогревается до комфортной температуры, вследствие чего не выполняется главная функция отопления – комфорт потребителя.
  • Внутренняя поверхность труб, контактируя с кислородом, начинает окисляться. Такие химические процессы приводят к наслоениям на их внутренних стенках и к сужению просвета трубы. Увеличивается неоднородность и загрязнение теплоносителя, усложняя его движение в системе. В результате, через суженные участки вода проходит с характерным клокотанием и шумом, которые доставляют немалый дискомфорт домовладельцам.
  • Сочетание воздуха и воды в трубах создают химическую активность, служащую, как уже говорилось выше, причиной интенсивной коррозии их внутренней поверхности. При этом многократно сокращается срок службы трубопроводов и радиаторов. Особенно опасно это для алюминиевых радиаторов по причине того, что электрохимическая коррозия алюминия происходит с выделением водорода и возрастает риск повреждения корпуса. Сокращается и срок службы оборудования, например, при наличии воздуха в трубах циркуляционный насос начинает работать «вхолостую», подвергаясь большим перегрузкам, что приводит к его поломке.

Как же избавиться от уже образовавшихся воздушных пробок? Алгоритм зависит, прежде всего, от конфигурации системы отопления и режима циркуляции теплоносителя. Он может быть открытым (естественным), при этом теплоноситель движется, благодаря действиям природных сил, или закрытым, где вода перемещается принудительно, с помощью насосной установки.

При схеме с естественной циркуляцией и верхней разводкой главное решение проблемы состоит в установке в самой верхней точке системы расширительного бака. Если при этом все спроектировано грамотно и рассчитан правильный уклон труб, то лишний воздух беспрепятственно вытесняется водой к открытому расширительному баку и покидает трубопровод.

При закрытых системах (а также открытых с нижней разводкой) самым оптимальным способом борьбы с воздушными пробками является наличие многоступенчатой системы обезвоздушивания. Воздухоотводчики устанавливаются на этапе монтажа на определенных участках системы: на котле, распределителях, трубах, самых высоких точках стояков и радиаторах. Их задача – удалять пробки локально, не допуская дальнейшего перемещения воздуха. Воздухоотводчики могут быть автоматические и ручные. Автоматические устанавливаются в  местах наиболее вероятного завоздушивания, не требуют участия человека, они срабатывают при изменении давления и устанавливаются вместе с клапаном сброса избыточного давления и сепаратором. Как только воздух достигает предельной отметки, происходит срабатывание клапана для сброса избыточного давления, резервуар с воздухом опустошается. Автоматические воздухоотводчики обладают повышенной чувствительностью к качеству теплоносителя, проще говоря, к его загрязнению. Для обеспечения их долгого срока службы необходимо использовать качественные фильтры и регулярно промывать систему отопления.

К ручным воздухоотводчикам относится кран Маевского, которым в обязательном порядке снабжаются современные радиаторы и который отлично зарекомендовал себя на протяжении многих десятилетий при решении проблемы завоздушивания радиаторов.

Алгоритм действий для стравливании воздуха с его помощью таков:

  • Находим во вращающейся головке крана отверстие для слива воды и поворачиваем колпачок отверстием вниз
  • Подставляем небольшую емкость
  • Немного проворачиваем болт крана против часовой стрелки

Появляется шипение – это выходит воздух, ждем, когда из крана польется вода. Отверстие очень маленькое и струйка воды будет тонкая, поэтому теплоносителя вытечет совсем немного.

  • После этого закручиваем кран обратно

Проделываем это действие с каждым радиатором. Сложнее, когда на старых батареях нет крана Маевского. В этом случае те же действия производятся с одной из заглушек, которые есть на каждом устройстве. Заглушка приоткручивается разводным ключом. Выполнять это следует с максимальной осторожностью, принимая во внимание высокое давление в трубах и то, что конструкция заглушки далеко не так совершенна, как кран Маевского, порой ее приходится размягчать растворителем и нет гарантии, что легко удастся закрутить обратно, не нарушив герметичности радиатора. В большинстве случаев описанные процедуры эффективны, а значит, равномерный прогрев батарей и нормальное функционирование системы восстанавливается. Если же воздух в радиаторах образовывается слишком часто, рекомендуется вызвать специалиста, возможно, он установит истинную причину частого завоздушивания, например, большой налет ржавчины и окалины или нарушение герметичности системы, и принять меры.

Проанализировав информацию по теме, можно сделать вывод, что даже идеальную отопительную систему изолировать от внешней среды невозможно. Однако, при предотвращении или своевременном устранении воздушных пробок система может работать в полную силу, а это значит, что тепло будет беспрепятственно циркулировать по трубам, оборудование служить долго, а излишний расход топлива не будет иметь место, гарантируя максимально высокий коэффициент полезного действия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.